Минздрав Амурской области объявил аукционы на поставку препаратов для лечения гепатита С, которые должны быть направлены в Амурскую областную детскую клиническую больницу (АОДКБ). Напомним, пока число инфицированных пациентов гематологического отделения этого медучреждения — онкобольных детей — оценивается в 150 человек.

С ноября родители настаивают на гарантиях лечения и необходимости терапии современными лекарствами — противовирусными препаратами прямого действия. Судя по документам аукционов, им это удалось.

Власти Амурской области начали процесс закупок препаратов от гепатита С для детей с онкодиагнозами, у которых он был диагностирован во время лечения в АОДКБ. Как ранее сообщал “Ъ”, по данным инициативной группы родителей и источников, близких к следствию, речь идет о более чем 150 случаях инфицирования в течение десяти лет. Обследования продолжаются, число инфицированных может вырасти. В конце декабря 2018 года следственные органы по Амурской области возбудили уголовное дело по факту нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ч. 1 ст. 236 УК РФ); потерпевшими по делу проходят более 70 человек. По данным “Ъ”, следствие рассматривает в качестве вероятных причин инфицирования использование нестерильных медицинских инструментов и расходных материалов. Согласно экспертному заключению Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, случаи инфицирования пациентов эпидемиологически связаны: доказана высокая степень родства вируса у пострадавших.

Как ранее сообщали “Ъ” родители инфицированных детей, представители администрации Амурской области в первый раз организовали с ними встречу в ноябре 2018 года, где сообщили, что детей будут лечить интерфероновыми препаратами, что вызвало их несогласие: с 2018 года ВОЗ рекомендует использовать противовирусные препараты прямого действия. Их стоимость существенно выше интерфероновых препаратов и достигает 1,5 млн руб. на одного пациента. В распоряжении “Ъ” есть ответ министерства здравоохранения Амурской области одному из родителей за ноябрь 2018 года, где говорится, что «для проведения терапии у детей в возрасте до 18 лет рекомендованы интерферонсодержащие схемы лечения». Родители инфицированных детей сообщают, что после разговора с властями региона «поехали в федеральные медцентры в Петербурге и Москвe», где им сообщили, что «лечение интерфероновыми препаратами детей с онкодиагнозами запрещено» (заключения врачей есть в распоряжении “Ъ”, в них рекомендуются препараты прямого действия).

При этом в регионе родители инфицированных детей стали жаловаться на внешнее давление, зафиксировав исчезновение материалов с их упоминанием из местных СМИ. В марте 2019 года родители пожаловались в прокуратуру Благовещенска на один из местных телеканалов, на сайте которого в феврале был опубликован сюжет с заголовком «Заразившимся гепатитом С в Благовещенске детям не требуются противовирусные препараты». В прокуратуре установили, что информация предоставлена минздравом Амурской области, и заявили, что нарушений закона не выявлено. После этого родители направили аналогичное обращение прокурору Амурской области. Они также обратились к уполномоченному по правам человека Амурской области, губернатору Амурской области и министру здравоохранения Амурской области, требуя лечить их детей препаратами прямого действия. В марте несколько родителей получили ответы из областного минздрава: «В ходе заочных консультаций с Национальным центром детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева установлено, что применение интерферонсодержащих схем лечения у детей с онкологическими заболеваниями не показано».

В середине мая родители снова обратились к губернатору с письмом (есть в распоряжении “Ъ”), в котором указали, что «медлить в лечении нельзя»: «Обнаружены дети с фиброзом, у многих результаты биохимической активности вируса в крови выше норм в десятки раз». Родители попросили разработать и принять региональный закон о медицинской и реабилитационной помощи, который бы регламентировал обеспечение поддерживающей терапией пострадавших до начала лечения, лечение препаратами прямого действия, компенсации пострадавшим семьям и письменные гарантии лечения каждого ребенка от областного правительства. Напомним, в настоящее время Благовещенский городской суд принял к рассмотрению более 20 исков от родителей инфицированных детей, поданных ими совместно вместе с областным Роспотребнадзором.

Со своей стороны, областной минздрав в мае опубликовал план-график закупок препаратов для лечения гепатита С. Из опубликованных аукционов следует, что поставка планируется именно в АОДКБ. Все четыре аукциона объявлены на противовирусные препараты прямого действия: глекапревир/пибрентасвир — 21 курс (продолжительностью 8 недель), гразопревир/элбасвир — 39 курсов (12 недель), дасабувир, омбитасвир/паритапревир/ритонавир — 9/13 курсов (12 недель / 8 недель), даклатасвир и софосбувир — 40 курсов (12 недель). Как отмечают в проекте «Коалиция по готовности к лечению» (занимается мониторингом закупок препаратов), общая сумма планируемых закупок составляет 66,3 млн руб., количество курсов — более 100. 17 мая был заключен договор с компанией «Р-Фарм» на поставку препарата глекапревир/пибрентасвир. Как сообщили в «Коалиции по готовности к лечению», по остальным препаратам идут торги, «очень скоро ожидается еще два контракта, и в начале июня ожидаются поставки. По четвертому объявленному аукциону пока информации нет». Эксперты напомнили, что глекапревир/пибрентасвир рекомендован для применения с 12 лет, остальные — с 18 лет, для детей младше 12 лет таких препаратов не существует, но они «проходят клинические испытания, в том числе они запускаются и в России».

Как прокомментировала “Ъ” ситуацию с закупками завотделением педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и диетологии клиники Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии Татьяна Строкова, десять лет, в течение которых происходило инфицирование гепатитом С,— относительно небольшой период, так как болезнь прогрессирует медленно. При этом надо постоянно отслеживать состояние ребенка, особенно если ситуация осложнена онкологическим заболеванием и есть вероятность быстрого прогрессирования. «Нужно довести детей до 12 лет — в этом возрасте разрешено использование препарата. Но если состояние ухудшается из-за вируса, решением консилиума и врачебной комиссии возможно назначение в более раннем возрасте»,— сказала Татьяна Строкова. Она подтвердила, что детям с онкозаболеваниями показаны именно противовирусные препараты прямого действия: «Раньше их не было, и мы лечили пегилированными интерферонами — не у всех хорошая эффективность, в зависимости от генотипа она не превышает 49–75%. Эффективность противовирусных препаратов прямого действия несопоставима, она может достигать 100%, но и стоимость гораздо выше». Говоря о клинических испытаниях противовирусного препарата против гепатита С для более раннего возраста, Татьяна Строкова сообщила, что во всем мире, в том числе и в России, «продолжается исследование по изучению эффективности и безопасности препаратов прямого действия», которое должно завершиться в течение одного-двух лет.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3977369