24 августа 2021 в базе PubMed были опубликованы результаты исследования, в котором сравнивались профилактические курсы для ВИЧ-позитивных пациентов с применением изониазида (с ежедневным приемом в течение 6 месяцев (6Н)), изониазида+рифапентина (с еженедельным приемом на протяжении 3-х месяцев (3НР), а также ежегодно повторяющийся курс р3НР в течение 2-х лет.

———–

Проблема туберкулеза остается одной из ключевых в мире, в связи с чем ВОЗ в 2014 году приняла масштабный План ликвидации туберкулеза как массового инфекционного заболевания к 2035 году и сформулировала четыре основных принципа его реализации. На основе предложенного ВОЗ Плана в России была разработана стратегия борьбы с туберкулезом до 2025 года. В ней декларировано «повышение качества и экономической эффективности противотуберкулезных мероприятий на основе современных научно-обоснованных подходов к профилактике, выявлению, диагностике и лечению туберкулеза, в том числе МЛУ туберкулеза и туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией».

По состоянию на июнь 2021 года ВОЗ относит Россию к странам с высоким бременем коинфекции ТБ и ВИЧ. Одна из важнейших стратегий противодействия ТБ – профилактика среди ВИЧ-инфицированного населения, ключевым направлением которой остается химиопрофилактика.

На протяжении последних лет ведется активная работа, чтобы выбрать наиболее эффективный и безопасный режим химиопрофилактики ТБ для людей, живущих с ВИЧ. Препараты, которые применялись ранее, сравниваются со схемами, включающими рифапентин* (например, в рамках исследования BRIEF-TB). Цель – определить оптимальную схему и продолжительность противотуберкулезной профилактики (ПТП).

24 августа 2021 в базе PubMed были опубликованы результаты исследования, в котором сравнивались профилактические курсы для ВИЧ-позитивных пациентов с применением изониазида (с ежедневным приемом в течение 6 месяцев (6Н)), изониазида+рифапентина (с еженедельным приемом на протяжении 3-х месяцев (3НР), а также ежегодно повторяющийся курс р3НР в течение 2-х лет.

По дизайну исследования участники были разделены на три группы:

  1. Группа 3НР. Прием один раз в неделю, рифапентин (в дозе 900 мг) плюс изониазид (в дозе 900 мг) (с поправкой на участников с массой тела ≤50 кг) в течение 12 недель только в первый год исследования;
  2. Групп р3НР. Прием один раз в неделю, рифапентин (в дозе 900 мг) плюс изониазид (в дозе 900 мг) (с поправкой на участников с массой тела ≤50 кг) в течение 12 недель в первый и второй год исследования;
  3. Группа 6Н. Прием изониазида (в дозе 300 мг / день) (с поправкой на участников с массой тела ≤24 кг) в течение 26 недель (6 месяцев) в первый год исследования.

Выводы делались на основании данных по 4014 участникам возрастом от 2-х лет по двум основным критериям: завершение лечения и заболеваемость ТБ.

В группе 3НР из 3610 участников завершили курс профилактики 90,4%, а в группе 6Н из 404 наблюдаемых завершить химиопрофилактику удалось только половине (50,5%). Это значительно меньше, чем в группе сравнения, принимающей схему на основе рифапентина.

В ходе сравнения схем 3НР и р3НР по результатам заболеваемости оба курса профилактики показали аналогичные результаты за период 24 месяца.

Профилактические режимы туберкулеза на основе рифапентина для ВИЧ-положительных пациентов включены в действующие клинические рекомендации КР16 2020 «Туберкулез для взрослых» наряду со следующими режимами: изониазид – 6 месяцев, изониазид и рифампицин – 3 месяца, изониазид и рифабутин – 3 месяца.

Впрочем, доступность препарата остается весьма условной. На основании данных Государственного реестра лекарственных средств в России зарегистрировано лишь одно торговое наименование с МНН рифапентин – «Рифапекс». При этом рифапентин не входит в Перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), что автоматически ограничивает возможности для закупки лекарства за средства федерального бюджета.

Похожая ситуация складывается и в станах ЕС, где курсы изониазида и рифапентина включены в режимы профилактики согласно рекомендациям EACS в зависимости от критериев оценки риска конкретных стран, но с указанием о недоступности и отсутствии разрешения Европейского агентства по лекарственным средствам (ЕМА).

Важно отметить, что компания Sanofi отказалась от патента, который бы защищал комбинацию изониазида и рифапентина для профилактики ТБ. По данным Патентного пула лекарственных средств (Medicines Patent Pool), рифапентин не охраняется патентами на территории РФ, а, значит, производители генериков в теории могут его производить и поставлять на рынок России без ограничений.

В феврале 2021 года было объявлено о специальном ценовом соглашении по комбинации изониазида и рифапентина (3НР) для 5 стран с высоким бременем ТБ – Эфиопии, Ганы, Кении, Мозамбика и Зимбабве. Производитель – компания Macleods – согласился на максимальную цену 15 долларов США за трехмесячный курс (по условиям «франко-завод») в рамках трехстороннего договора с международными фондами UNITAID и Clinton Health Access Initiative (CHAI).

Наряду с оценкой эффективности и безопасности рифапентина для профилактики ТБ среди групп повышенного риска, в том числе людей с ВИЧ-инфекцией, ведутся клинические исследования по взаимодействию рифапентина с АРВ-препаратами и схемами, которые добавляются в рекомендации:

доравирин,  биктегравир и тенофовир алафенамид, долутегравир и бустированный кобицистатом дарунавир.

*Рифапентин – антибиотик класса рифамицинов, в который так же входят рифампицин и рифабутин. Они имеют сходную химическую структуру и механизм действия.