В рамках конференции EACS 2021 был представлен доклад «Недавнее применение абакавира и случаи сердечно-сосудистых заболеваний в современном лечении людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), в когортном консорциуме RESPOND».

Согласно отчету, целью исследователей было установить связь абакавира (ABC) с сердечно-сосудистыми заболеваниями в современных условиях. Наблюдение проводилось в группе RESPOND, объединяющей 17 когорт пациентов из Европы и Австралии.

Анализ включал участников RESPOND в возрасте от 18 лет, которые были зачислены в когорту с 1 января 2012 г. или с момента включения в группу. Методом оценки было наблюдение, которое продолжалось до первого события сердечнососудистых заболеваний, 31 декабря 2019 г., или до даты последующего наблюдения в последней когорте, в зависимости от того, что наступило раньше. Исследователи определили сердечнососудистые заболевания как комплексную конечную точку, включающую инфаркт миокарда, инсульт и инвазивные сердечно-сосудистые процедуры. Модели оценивали связь между недавним использованием ABC (текущее использование или использование в течение шести месяцев) и риском сердечно-сосудистых заболеваний с поправкой на потенциальные искажающие факторы. Недавнее использование абакавира означало использование в настоящее время или использование в течение последних 6 месяцев.

Также в докладе указывается, что статистики использовали отрицательную биномиальную регрессию для изучения потенциальных связей между недавним употреблением абакавира и риском сердечно-сосудистых заболеваний с поправкой на возраст, пол, этническую принадлежность, регион, индекс массы тела, группу риска передачи ВИЧ, количество CD4, гипертонию, диабет, СПИД, сердечно-сосудистые заболевания, ХБП и отклонения от нормы липидов на исходном уровне. Обновляемые по времени переменные включали календарный год, статус курения, использование ингибиторов интегразы, совокупное использование бустированного лопинавира и дарунавира, индинавира, диданозина и ставудина. Логистическая регрессия оценивала шансы начала приема абакавира по оценкам D: A: D по шкале оценки риска 5-летних ССЗ и 5-летних ХБП.

*D: A: D – «The Data-collection on Adverse Effects of Anti-HIV Drugs study» – исследование по сбору данных о побочных эффектах препаратов против ВИЧ

В исследуемую группу вошли 29 340 человек со средним возрастом 44 года (диапазон [IQR] от 36 до 51) и средним числом CD4 524 (IQR от 357 до 715). Большинство участников были мужчинами (74%) и белыми (70%); секс между мужчинами был наиболее частым риском заражения ВИЧ (45%). Основными исходными факторами риска ССЗ были аномальные липиды у 61%, текущее курение у 28%, гипертония у 19% и диабет у 4%. Треть участников (34%) в настоящее время принимали абакавир, из них 32% также принимали бустированный ингибитор протеазы.

В течение среднего периода наблюдения 6,16 лет (160 252 человеко-года) у членов когорты было 748 случаев сердечно-сосудистых заболеваний, включая 299 инфарктов миокарда, 228 инсультов и 221 инвазивную сердечно-сосудистую процедуру. Заболеваемость ССЗ составила 4,7 на 1000 человеко-лет (95% доверительный интервал [ДИ] от 4,3 до 5,0).

Люди с более высокими показателями сердечнососудистого риска D: A: D с меньшей вероятностью начинали прием абакавира в течение периода исследования. По сравнению с людьми с низким сердечно-сосудистым риском скорректированные шансы начала приема абакавира составляли 0,80 у людей с умеренным сердечнососудистым риском (P <0,001), 0,75 у людей с высоким риском (P <0,001) и 0,71 у людей с очень высоким риском (P <0,001). У людей со средней степенью риска ХБП D: A: D скорректированные шансы начала приема абакавира были ниже, чем у людей с низким риском ХБП (0,83, P <0,001), в то время как у людей с высоким уровнем риска ХБП скорректированные шансы начала приема абакавира были выше (1,12, P <0,001).

(Примечание: люди с хроническим заболеванием почек подвержены более высокому риску событий, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, отчасти из-за общих для этих двух состояний факторов риска, а также из-за высокой распространенности повышенного артериального давления у людей с хроническим заболеванием почек даже на самых ранних стадиях)

Первичный скорректированный регрессионный анализ связал недавнее использование абакавира (по сравнению с отсутствием абакавира) с повышенным на 40% риском сердечно-сосудистых заболеваний (коэффициент заболеваемости [IRR] 1,40, 95% доверительный интервал от 1,20 до 1,64). Этот независимо более высокий риск сердечнососудистых заболеваний подтвердился, когда в ходе анализа были исключены инсульты, инвазивные сердечно-сосудистые процедуры (IRR 1,64, 95% ДИ от 1,29 до 2,07) и сердечно-сосудистые заболевания (IRR 1,50, 95% ДИ от 1,27 до 1,76) в качестве исходной переменной, а также была сделана поправка на D: A: D 5-летнюю оценку риска ССЗ (IRR 1,48, 95% ДИ от 1,27 до 1,72) и D: A: D 5-летнюю оценку риска ХБП (IRR 1,49, 95% ДИ от 1,28 до 1,74).

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: в популяции RESPOND сохраняется тесная связь между недавним применением абакавира (ABC) и риском сердечно-сосудистых заболеваний. Однако анализ взаимодействия не дал никаких доказательств того, что более высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний при недавнем применении абакавира различается в зависимости от уровня риска сердечнососудистых заболеваний или ХБП.

Поводом для продолжения работы в данном направлении послужили исследования, которые сообщали о более высоком риске инфаркта миокарда (ИМ) при применении абакавира в 2008 году. Дальнейшие исследованиявыявили повышенную реактивность тромбоцитов в качестве возможного механизма. Хотя другие исследования были менее последовательными и несколько противоречивыми в отношении связи абакавира с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ), их результаты до сих пор заставляли авторов антиретровирусных рекомендаций и клиницистов относиться к использованию абакавира с некоторой осторожностью.

Как и предыдущее исследование, данное исследование показывает, что абсолютный риск сердечно-сосудистого события был низким – менее 5 случаев на 1000 человеко-лет наблюдения, или 1 случай на каждые 200 человек, принимающих абакавир каждый год.

Стоит отметить, что исследование 2008 года связывало прием абакавира с повышением рисков развития ССЗ на 90% (в отличие от 40%, указанных в данном докладе).

Как упоминалось ранее, последующие исследования привели к противоречивым выводам, а в рекомендациях по лечению использовался осторожный подход. Британская ассоциация по борьбе с ВИЧ и Европейское клиническое общество по СПИДу рекомендуют людям с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний не принимать абакавир. Но эти рекомендации в значительной степени основаны на исследованиях, проведенных в 2000-х годах, и могут не отражать риски, существующие сегодня – например, если люди начинают лечение сразу после постановки диагноза. Кроме того, NAM Aidsmap отмечает, что возрастные характеристики людей с ВИЧ на антриретровирусной терапии также изменились за последнее время.

При принятии решений не стоит забывать о подходе преобладания пользы над риском, особенно в случаях невозможности приема другого приоритетного варианта сочетаний НИОТ или отсутствия качественного сравнения по всем рискам препаратов группы НИОТ в различных схемах.